ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ С. А. СБИТНЕВА
Сведения об авторах: Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: nii@kemguki.ru
Аннотация статьи: Отмечается роль профессора С. А. Сбитнева как основоположника Кемеровской библиотечной школы и основателя научного направления по изучению информационной культуры личности. Характеризуются изменения в системе образования в результате развития в России информационного общества. Раскрывается смысл понятия «навыки XXI века», или «мягкие навыки», отражающего требования работодателей к потенциальным работникам: способность решать нестандартные задачи в динамично меняющемся мире, умение критически мыслить, способность находить и критически оценивать информацию, способность к взаимодействию и коммуникации. Отмечается значительный потенциал общего образования (общеобразовательных школ) как базового звена в информационной подготовке детей, подростков и юношества. Анализируется деятельность научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры как научного центра по теории и методике формирования информационной культуры личности. Характеризуется исследование, посвященное выявлению в составе федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС) доли информационных знаний и умений учителей и учащихся. Установлена высокая насыщенность ФГОС информационной терминологией и включенность информационных знаний и умений во все разделы образовательных стандартов. Подчеркивается, что впервые в образовательных стандартах для всех учебных предметов показано место интеллектуальной работы с информацией, включая ее поиск, анализ, оценку и интерпретацию, а не только умение работать с компьютером. Раскрывается сущность понятий «метапредметные результаты обучения» и «познавательные универсальные учебные действия (УУД), показывается их связь с понятием «навыки XXI века». Делается вывод, что их основу составляют многообразные действия с информацией. Показывается связь познавательных УУД со структурой учебного курса «Основы информационной культуры школьника». Даются рекомендации о необходимости повышения квалификации учителей и школьных библиотекарей в сфере формирования информационной культуры школьников.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): информационная культура личности, информационная культура школьника, информационное общество, образование, С. А. Сбитнев, федеральные государственные стандарты общего образования, «навыки XXI века».
Индекс УДК: 027.8
Специальность ВАК: 5.10.1. Теория и история культуры, искусства
Файл статьи: Загрузить