ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Сведения об авторах: Вагайцева Елена Сергеевна, учитель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» (г. Кемерово, РФ). E-mail: dialog_24@list.ru / Игонина Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно- методической работе, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово, РФ). E-mail: t.b.igonina@mail.ru
Аннотация статьи: В статье представлены результаты педагогического эксперимента по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе. Описана педагогическая модель формирования гражданственности старших школьников в современном обществе, содержащая следующие компоненты: целевой, функциональный, содержательный, в котором отражены этапы формирования гражданственности, организационные формы и формы организации деятельности субъектов рассматриваемого процесса, методы, средства, и критериально-оценочный аппарат. Подробно представлен содержательный компонент указанной педагогической модели, реализующийся как в урочной, так и во внеурочной деятельности старших школьников. Представлен анализ урочной деятельности старших школьников как основного источника получения гражданских знаний. Рассмотрена деятельность старших школьников по созданию образовательных продуктов гражданской тематики, необходимых для решения обнаруженных школьниками социально значимых проблем, что позволяет проявить старшим школьникам гражданские знания, гражданские умения, гражданскую позицию на практике. Представлен ход и результат предшествующей непосредственно организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников работы с педагогами по подготовке модераторов указанного процесса; описана работа с родителями старших школьников, принимающих участие в формировании их гражданственности. Результативность проведенного эксперимента подтверждена данными комплексной оценки уровня сформированности гражданственности старших школьников в современном обществе.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): гражданственность, интегративное качество, формирование гражданственно- сти, реализация педагогической модели, педагогические условия.
Индекс УДК: 373
Специальность ВАК: 5.10.1. Теория и история культуры, искусства
Файл статьи: Загрузить