ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Сведения об авторах: Сингач Артем Николаевич, директор Инновационного учебно-методического концертно- продюсерского центра, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: singach@inbox.ru
Аннотация статьи: Социально-педагогическая значимость профилактики молодежного экстремизма, необходимость реализации поставленной научной проблемы и отсутствие научно обоснованных технологий в теории, методике и организации социально-культурной деятельности, посвященных профилактике молодежного экстремизма, обусловили целесообразность выбора темы исследования. В статье осуществлена попытка анализа научной литературы, раскрывающего состояние разработанности понятий «экстремизм», «молодежный экстремизм». Определены области научного интереса к феномену экстремизма исследователей различных научных направлений – юридических, социологических, психологических, педагогических и др. Особое внимание было уделено исследованиям в области проблемы молодежного экстремизма, а также трудам методологов и практиков в сфере досуговой деятельности. Разносторонний анализ, затрагивающий политический, социологический, юридический и др. контексты позволил уточнить сущность понятия «экстремизм», было выявлено существенное расхождение его смысловой нагрузки – от приверженности к крайним взглядам и насильственным мерам, противоправным действиям до социально активного позитивно отклоняющегося общественно допустимого поведения.С позиций социально-культурной деятельности понятие «экстремизм» было определено как деструктивное явление, представляющее собой общественно опасную противоправную деятельность, попирающую законы демократии, права, свободы личности и гражданина, а также широкий круг социальных девиаций, терпимость и одобрение общественно опасного поведения. Были выявлены факторы, провоцирующие молодежь к проявлениям экстремизма – определенные социально-экономические условия, в которых оказывается тот или иной молодой человек, аддиктивное поведение, провоцирующее стремление к уходу от действительности путем изменения своего психического состояния, спровоцированного употреблением различных психоактивных веществ и др. Профилактика молодежного экстремизма с позиций нашего исследования была определена как сложная система педагогического воздействия, осуществляемого в условиях досуга, основанная на сочетании и взаимодействии всех сторон социально-педагогического процесса – содержания, методов, форм его организации и т. д.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): молодежный экстремизм, профилактика, технологии социально-культурной деятельности, социально ответственное поведение, досуг.
Индекс УДК: 343.85
Файл статьи: Загрузить