РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ХОРЕОГРАФОВ)
Сведения об авторах: Давыдов Виктор Петрович, профессор кафедры классической и современной хореографии, Кемеровский государственный институт культуры, заместитель художественного руководителя Московского областного государственного театра «Русский балет», заслуженный артист Российской Федерации (г. Москва, РФ). E-mail: davip02051964@mail.ru
Аннотация статьи: Реформы отечественного образования последних лет, в том числе введение компетентностного подхода в реальную педагогическую практику, ставят перед специалистами хореографического искусства проблему научной рефлексии накопленного в прошлом практического опыта, а также задачу его введения в теоретическое пространство общей педагогики. Одним из таких принципов, лежащих в основе обучения специалистов-хореографов, является принцип культуросообразности, введенный в научный обиход немецким педагогом Ф. Дистервегом и раскрытый в работах выдающихся русских педагогов К. Ушинского, П. Каптерева, Е. Гессена и др. Рассмотрению особенностей его реализации в хореографической педагогике (а точнее – в системе подготовки специалистов хореографов) посвящена данная статья. Подобная тема в хореографической педагогике затрагивается впервые. Опираясь на анализ исторически сложившихся традиций хореографического образования в России, автор показывает значение культуросообразности в качественной организации воспитательного и образовательного процессов в учебных заведениях культуры и приходит к выводу о его значительной роли. По мысли автора культуросообразность в хореографической педагогике проявляется, прежде всего, в опоре на классические традиции отечественной балетной школы, и, прежде всего, на систему А. В. Вагановой. Заложенная в ней логика и последовательность выступают основой для исполнительской и педагоги- ческой деятельности выпускников хореографических факультетов вне зависимости от того, в каком хореографическом направлении они работают. И в этом смысле система А. Я. Вагановой является сокровищем отечественной культуры, формирующем ее неповторимый облик.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): общая педагогика, педагогические принципы, принцип культуросообразности, педагогика искусства, балетная педагогика, хореографическая педагогика, хореографическое обра- зование, образовательная программа, балет, танец, искусство, общечеловеческие ценности, система А. Я. Вагановой.
Индекс УДК: 792.8
Специальность ВАК: 5.10.1. Теория и история культуры, искусства
Файл статьи: Загрузить