КОНЦЕПЦИЯ «ЖИВОГО МУЗЕЯ» СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕРКОВНЫХ МУЗЕЕВ
Сведения об авторах: Алексеева Лариса Сергеевна, старший преподаватель, кафедра музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: alekslora@mail.ru / Оленич Людмила Владимировна, доцент кафедры культурологии, член Союза художников РФ, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: olenich_l@mail.ru
Аннотация статьи: В первой четверти XX века складывается идея священника Павла Александровича Флоренского о «живом музее». Благодаря сочетанию собственного опыта религиозной веры с символизмом, направленным на поиск целостного видения мира на почве сакральных представлений, у него формируется идея о сохранении наследия Русской православной церкви и существующих в ней традиций и обычаев в синтетической деятельности музея и Церкви. На примере Троице-Сергиевой Лавры, священник Павел Флоренский под церковным «живым музеем» предполагает сохранение (консервацию и музеефикацию) целостного музейного организма как комплекса, объединяющего в себе храмовое сакральное пространство и деятельность насельников монастыря, материальное и нематериальное наследие, для раскрытия идеи Мироздания и Богооткровения. Автор концепции предполагал превратить Свято- Троице Сергиеву Лавру в своеобразную лабораторию, где сочетались бы церковно-обрядовая жизнь, учебные и научные учреждения, что способствовало бы сохранению и изучению «духовного делания» монастырской общины. Но в тех сложных исторических условиях (20-е годы ХХ века), в которых разрабатывалась концепция, её реализация не могла быть осуществлена. С возрождением в конце ХХ века Русской православной церкви, отмечается количественный рост церковных музеев, которые, в первую очередь, призваны осуществлять социально-коммуникативную деятельность (через накопление, хранение, трансляцию) памятников религиозного происхождения. Вследствие этого, перед музеологами встаёт вопрос поиска методов актуализации церковного наследия с сохранением его сакрального наполнения. Авторами данного исследования рассматривается ряд существующих в музейной практике методов актуализации памятников религиозного происхождения, которые не только отвечают некоторым элементам концепции П. А. Флоренского о «живом музее», а также расширяют возможности её применения.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): модерн, Павел Флоренский, Троице-Сергиева Лавра, храмовое действо, «живой музей», музеефикация, церковный музей.
Индекс УДК: 008
Специальность ВАК: 5.10.3. Виды искусства (театральное искусство)
Файл статьи: Загрузить