ТРАНСФОРМАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНОКУЛЬТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ
Сведения об авторах: Егле Людмила Юрьевна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: legle@mail.ru / Марков Виктор Иванович, доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: vikt-markov@yandex.ru
Аннотация статьи: Контакты культурных миров рассматриваются в статье как системное явление, и этим обосновывается применение в исследовании системного подхода. На рефлексивно-методологическом уровне этот подход впервые появляется в XIX веке на волне реакции на механицизм естественных наук и созданный на этой основе позитивистский идеал науки. Далее были жестко-системные воззрения раннего Л. Уайта, развитие структурно-функциональной методологии Б. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна, ожесточенные дискуссии о преимуществах и ограничениях системного мышления. Новый виток в развитии подхода возникает с первыми попытками сформулировать системный принцип как основу общенаучного метода в трудах Л. фон Берталанфи. При контакте культур возникает масса познавательных проблем, связанных как с этапами такого контакта, так и с его вариациями, обусловленными особенностями ситуации. Эти особенности определяются и характером соотношения систем ценностей вступающих во взаимодействие культур, и общими тенденциями эпохи. Но во многом и сферой культуры, в которой проистекает данный контакт. С этой точки зрения данная проблематика рассматривается именно в сфере музыкально-певческой культуры российских немцев, оказавшихся в инокультурном окружении, так как она принадлежит к эмоционально-чувственному, а значит, – ценностному ядру культуры. Система музыкально-культурных взаимодействий православных с католиками, а затем и лютеранами начинает формироваться с момента появления немцев в России. Они образовывали моноконфессиональные поселения, основой жизнедеятельности которых были религия и религиозные общины, что способствовало консервации и обособлению музыкально-религиозных традиций. Первые годы колонисты использовали на службе привезенные сборники духовных песнопений, однако уже к началу ХIХ века возникает потребность в формировании собственных сборников. В ХХ веке уделом всех конфессиональных групп немецкого населения стала тайная религиозная жизнь без священников, пасторов и проповедников, она была сведена к тайным личным, семейным и групповым молитвам и духовным песнопениям. Неканонические молитвы, духовные песнопения воспроизводились по памяти или переписывались из сохранившихся песенников. В этот период сборники песнопений не только бережно сохранялись, но и нередко полностью или частично переписывались от руки. Таким образом, в статье подчеркивается, что воздействие на общество иной культуры является значимым фактором социокультурных изменений, происходящих в мире.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): культурный контакт, инокультурная среда, музыкально-религиозная культура, духовные песнопения, сборники песен.
Индекс УДК: 008
Специальность ВАК: 5.10.3. Виды искусства (театральное искусство)
Файл статьи: Загрузить