К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сведения об авторах: Сингач Артём Николаевич, директор концертно-продюсерского центра, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: singach@inbox.ru
Аннотация статьи: Проблема формирования социально ответственного поведения студенческой молодежи с успехом может быть решена в рамках целесообразно организованного досуга при активном включении институтов социально-культурной деятельности. Студенческая молодежь представляет собой передо- вой отряд этой социально-демографической группы, и от того, насколько плодотворно молодые люди проводят свое свободное время, во многом зависит уровень духовно-нравственного развития общества в будущем. Выбор средств социально-культурной деятельности в формировании социально ответственного поведения студенческой молодежи обусловлен потребностью систематического воздействия как на отдельные субъекты воспитательного процесса, так и на социальную группу в целом, построен на основе учета закономерностей психофизиологического развития молодежи как особого социального слоя. Сущность формирования социальной ответственности студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности заключается в целенаправленно организованном педагогическом воздействии, реализуемом в досуговой деятельности. Основными направлениями формирования социально ответственного поведения определены оснащение молодежи знаниями в области отечественного культурно-исторического наследия, приобщение к национально-культурным традициям этносов, проживающих в регионе, формирование комплекса нравственно-этических качеств, мотивация к культурным формам проведения досуга, здоровому образу жизни, участию в различных социальных акциях, волонтерской деятельности, массовых мероприятиях. К наиболее значимым и эффективным формам отнесены массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности. В статье подчеркивается роль мотивационно-деятельностного, когнитивного, эмоционально-оценочного компонентов.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): социально ответственное поведение, студенческая молодежь, социально-культурная деятельность, социально одобряемые виды досуга.
Индекс УДК: 316.628
Cписок литературы: a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:3931:"1. Апанасюк Л. А. Теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности: дис. … д-ра пед. наук. – Тамбов, 2014. – 536 с.
2. Ариарский М. А. Прикладная культурология. – СПб.: ЭГО, 2001. – 287 с.
3. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие // Образование взрослых и досуг в современной Европе. – Прага: Обрис, 1966. – С. 51–59.
4. Жаркова А. А. Проблемы развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестн. МГУКИ. – 2011. – № 2(40). – С. 98 – 105.
5. Золотарева И. И. К вопросу о сущности социально-психологической ответственности современной молодежи // Изв. ВГПУ. Пед. науки. – 2015. – № 4 (269). – С. 130–133.
6. Свиридов А. А. Социально-культурная деятельность вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2014. – 27 с.
7. Сингач А. Н. Профилактика молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности // Науч. обозрение. Реферат. журн. – 2016. – № 2. – С. 49–53.
8. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. – М.: МГУКИ, 2003. – 296 с.
9. Юдина А. И., Константинова А. Ю. Информационная поддержка деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2018. – № 45/2. – С. 33–37.
References
1. Apanasyuk L.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy profilaktiki ksenofobii v studencheskoy srede sredstvami sotsial’no-kul’turnoy deyatel’nosti: dis. doktora ped. nauk [Theoretical and methodological bases of prevention of xenophobia among students by means of social and cultural activities. Dr. ped. sci. diss.]. Tambov, 2014. 536 p. (In Russ.).
2. Ariarskiy M.A. Prikladnaya kul’turologiya [Applied Cultural Studies]. St. Petersburg, EGO Publ., 2001. 287 p. (In Russ.).
3. Dyumazedye Zh. Planirovanie dosuga i kul’turnoe razvitie [Leisure planning and cultural development]. Obrazovanie vzroslykh i dosug v sovremennoy Еvrope [Adult education and leisure in modern Europe]. Praga, Obris Publ., 1966, pp. 51-59. (In Russ.).
4. Zharkova A.A. Problemy razvitiya lichnosti v usloviyakh sotsial’no-kul’turnoy deyatel’nosti [Problems of personal development in the conditions of socio-cultural activities]. Vestnik MGUKI [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2011, no. 2 (40), pp. 98-105. (In Russ.).
5. Zolotareva I.I. K voprosu o sushchnosti sotsial’no-psikhologicheskoy otvetstvennosti sovremennoy molodezhi [To the question of the essence of the socio-psychological responsibility of today’s youth]. Izvestiya VGPU. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Voronezh State Pedagogical University. Pedagogical sciences], 2015, no. 4 (269), pp. 130-133. (In Russ.).
6. Sviridov A.A. Sotsial’no-kul’turnaya deyatel’nost’ vuzov po profilaktike ekstremizma v molodezhnoy srede: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socio-cultural activities of universities for the prevention of extremism among young people. Author’s abstract of dis. PhD in pedagogy]. Tambov, 2014. 27 p. (In Russ.).
7. Singach A.N. Profilaktika molodezhnogo ekstremizma proektnymi tekhnologiyami sotsial’no-kul’turnoy deyatel’nosti [Prevention of youth extremism with the help of project technologies of socio-cultural activity].
Nauchnoe obozrenie. Referativnyy zhurnal [Scientific Servey. Review Journal], 2016, no. 2, pp. 49-53. (In Russ.).
8. Streltsov Yu.A. Kul’turologiya dosuga [Culturology of leisure]. Moscow, MGUKI Publ., 2003. 296 p. (In Russ.).
9. Yudina A.I., Konstantinova A.Yu. Informatsionnaya podderzhka deyatel’nosti uchrezhdeniy kul’tury po organizatsii dosuga molodezhi [Informational support for the activities of cultural institutions on the organization of leisure activities
for young people]. Vestnik KemGUKI [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 45/2, pp. 33-37. (In Russ.).
";}
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-48-201-206.
Идентификатор статьи в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198408
Файл статьи: Загрузить