КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сведения об авторах: Боброва Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, директор научной библиотеки, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: library@kemguki.ru / Кащеева Ирина Александровна, заместитель директора научной библиотеки, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: libchzpi@kemguki.ru
Аннотация статьи: Изменения в российском законодательстве, касающиеся создания доступной среды в высших образовательных учреждениях, предполагают обеспечение равных условий для освоения образовательных программ, приспособленных к специальным потребностям лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описан ряд мероприятий института культуры по созданию безбарьерной физической и образовательной среды: подготовка адаптированных профессиональных образовательных программ, организация повышения квалификации и инструктаж научно-педагогических работников и сотрудников вуза, размещение элементов ориентации и навигации в архитектурном пространстве вуза, доступ к специальным учебным местам по каждому виду нарушений здоровья. Рассмотрены направления организации доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в научной библиотеке: специализированные технические средства (тифлофлешплеер, ручной видеоувеличитель для чтения, портативная информационная индукционная система). Изложен опыт применения адаптированных электронных информационных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в электронно-библиотечных системах «Университетская библиотека online» и «Лань» (мобильное приложение со специальным сервисом для незрячих). Приведены результаты анкетирования обучающихся и научно-педагогических работников на предмет общей культуры восприятия перемен во внутреннем и внешнем пространстве вуза, изменений в информационном, техническом обеспечении научной библиотеки. Сделаны выводы, что условия навигации в архитектурном пространстве вуза, техническое оснащение отвечают современным требованиям организации доступной среды, но необходимо постоянное их совершенствование, а также сформулированы условия создания соответствующего психологического климата для комфортного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): доступная среда, безбарьерная среда, комфортная среда, адаптированные электронные информационные ресурсы, специализированные технические средства, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, государственный институт культуры, научная библиотека.
Индекс УДК: 378-056.2
Cписок литературы: a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:5870:"1. Ахметгалеева З. М., Григоренко Н. Н. Создание условий безбарьерной среды в ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»: проблемы и перспективы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2015. – № 30. – С. 247–251.
2. Белова Ю. А., Мирошников В. В. Средовой фактор комплексной адаптации студентов с ограниченными возможностями по здоровью в условиях вуза // Дизайн-образование: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. – Краснодар, 2016. – С. 26–31.
3. Благиных Е. А. Формирование доступной среды в вузе для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. – Новокузнецк, 2017. – С. 37–41.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904080016.
5. Патраков Э. В., Токарская Л. В., Гущин О. В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза [Электронный ресурс]: моногр. – Екатеринбург: УрФУ, 2015. – 184 с. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23781512.
6. Пашканг Н. Н., Федоскина И. В. Разработка проекта повышения доступности объектов и услуг ФГБОУ ВО РГАТУ для инвалидов и лиц с ОВЗ // Вестн. РГАТУ. – 2017. – № 1 (33). – С. 101–107.
7. Терскова С. Г. Формирование доступной образовательной среды в российских вузах: проблемы и перспективы // Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, пути их решения: сб. науч. ст., мат-лов докл. и выступлений Междунар. науч.-практ. конф. / Администрация Кемеров. обл., Уполномоченный по правам человека в Кемеров. обл.; Кемеров. гос. ун-т. – Кемерово, 2017. – С. 136–139.
8. Тихомирова Л. Ф. Отношение студентов к сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья как условие формирования доступной среды вуза // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 1. – № 2. – С. 115–122.
References
1. Akhmetgaleeva Z.M., Grigorenko N.N. Sozdanie usloviy bezbar’ernoy sredy v FGBOU VPO “Kemerovskiy gosudarstvennyy universitet kul’tury i iskusstv”: problemy i perspektivy [Creating a barrier-free environment in Kemerovo State University of Culture and Arts: problems and prospects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 30, pp. 247-251. (In Russ.).
2. Belova Yu.A., Miroshnikov V.V. Sredovoy faktor kompleksnoy adaptatsii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami po zdorov’yu v usloviyakh vuza [Environmental factor of complex adaptation of students with disabilities in terms of health at the University]. Dizayn-obrazovanie: problemy i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov [Design education: problems and prospects. Collection of proceedings]. Krasnodar, 2016, pp. 26-31. (In Russ.).
3. Blaginykh Е.A. Formirovanie dostupnoy sredy v vuze dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Formation of accessible environment in the University for persons with disabilities]. Sotsial’noe razvitie sovremennogo rossiyskogo obshchestva: dostizheniya, problemy, perspektivy: sbornik nauchnykh trudov [Social development of modern Russian society: achievements, problems, prospects. Collection of proceedings]. Novokuznetsk, 2017,
pp. 37-41. (In Russ.).
4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii “Dostupnaya sreda”: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 29.03.2019 № 363 [About the approval of the state program of the Russian Federation “Available environment”. Decree of the Government of the Russian Federation from 29.03.2009 № 363]. Ofitsial’nyy internet-portal pravovoy informatsii [Official Internet portal of legal information]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.
gov.ru/Document/View/0001201904080016.
5. Patrakov E.V., Tokarskaya L.V., Gushchin O.V. Dostupnaya obrazovatel’naya sreda kak faktor sotsial’noy otvetstvennosti vuza: monografiya [Accessible educational environment as a factor of social responsibility of the University. Monograph]. Еkaterinburg, UrFU Publ., 2015. 184 p. (In Russ). Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=23781512.
6. Pashkang N.N., Fedoskina I.V. Razrabotka proekta povysheniya dostupnosti ob”ektov i uslug FGBOU VO RGATU dlya invalidov i lits s OVZ [The development of the project improve the accessibility of facilities and services of the RGATU for disabled persons and persons with disabilities]. Vestnik RGATU [Bulletin of the Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev]. Ryazan, 2017, no. 1 (33), pp. 101-107. (In Russ.).
7. Terskova S.G. Formirovanie dostupnoy obrazovatel’noy sredy v rossiyskikh vuzakh: problemy i perspektivy [Formation of accessible educational environment in Russian universities: problems and prospects]. Realizatsiya Konventsii OON o pravakh invalidov: opyt, problemy, puti ikh resheniya: sbornik nauchnykh statey, materialov dokladov i vystupleniy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Implementation of the UN Convention on the rights of persons with disabilities: experience, problems, solutionso. Collection of scientific articles, reports and presentations of the international scientific and practical conference]. Kemerovo, Kemerovo State University Publ., 2017, pp. 136-139. (In Russ.).
8. Tikhomirova L.F. Otnoshenie studentov k sokursnikam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya kak uslovie formirovaniya dostupnoy sredy vuza [The attitude of students to fellow students with disabilities as a condition for the formation of an accessible environment of the University]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and management: problems, solutions]. Moscow, 2019, vol. 1, no. 2, pp. 115-122. (In Russ.).";}
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-48-189-194
Идентификатор статьи в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198406
Файл статьи: Загрузить