МУЗЫКАЛЬНОСТЬ И МУЗЫКАЛИЗАЦИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА – ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сведения об авторах: Осеева Юлия Андреевна, аспирант Российского государственного института сценических искусств (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: julsing@mail.ru
Аннотация статьи: В статье исследуется феномен музыкализации драматического театра, значение понятия рассматривается в широком историческом контексте, фиксируется процесс эволюции терминологии и ее значений. Была предпринята попытка разобрать сходства и различия понятий «звук», «шум», «музыка». Совершен обзор русскоязычной литературы ХХ века, освещающей данную проблематику, переводных изданий, доступных российскому читателю, и крупнейших англоязычных исследований новейшего времени. В числе обозреваемых авторов Н. А. Таршис, О. Н. Мальцева, Х. Гёббельс, Х.-Т. Леман, Р. Браун, Д. Розмен. Это позволило увидеть, что рассматриваемые процессы XXI века являются продолжением того, что возникло еще в XX веке, обнаружить, когда и как зарождались особенности сегодняшнего театра. Предпринят первый шаг по сближению терминологического поля российской и европейской научной мысли о театре. Результатом исследования стало сопоставление различных признаков и свойств актуальной театральной тенденции (музыкальности), как ее понимают разные теоретики: как распад музыкальной структуры на составляющие, каждая из которых становится отдельным и сущностным элементом в системе спектакля. Таким элементом может становиться звук и голос, композиция и характеристики отдельно взятого жанра, музыкальность литературного материала, предметы и актеры, которые исполняют роли музыкальных инструментов, шумы, входящие в звуковой ландшафт спектакля.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): музыкализация театра, звуковой ландшафт, звуковая партитура, музыкальная структура, акустическое присутствие, акустическая сцена.
Индекс УДК: 792
Специальность ВАК: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Cписок литературы: a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:2629:"1. Гёббельс Х. Эстетика отсутствия. Тексты о музыке и театре. – М.: Театр и его дневник, 2015. – 271 с.
2. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. – М.: ABCdesign, 2013. – 311 с.
3. Мальцева О. Н. Театр Эймунтаса Някрошюса (Поэтика). – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 304 с.
4. Рудницкий К. Спектакли разных лет. – М.: Искусство, 1974. – 343 c.
5. Тарнопольский В. В. Феномен нового музыкального театра [Электронный ресурс] // Журн. О-ва теории
музыки. – 2015. – № 4 (12). – C. 25–34. – URL: http://journal-otmroo.ru/node/113 (дата обращения: 17.01.2019).
6. Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля: сб. ст. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства, 2010. – 163 с.
7. Brown R. The theatre Soundscape and the end of the Noise // Performance research: a journal of the performing arts. – 2005. – Vol. 10, № 4. – P. 105–119.
8. Roesner D. Musicality as a paradigm for the theatre: a kind of manifesto // Studies in musical theatre. – 2010. – Vol. 4, № 3. – P. 293–306.
9. Roesner D. Musicality in theatre: music as model, method and metaphor in theatre-making. – Farnham: Ashgate, 2014. – 305 p.
References
1. Goebbels Kh. Estetika otsutstviya. Teksty o muzyke i teatre [Aesthetics of Absence. Texts on Theatre]. Moscow, Theatre and his diary. 271 p. (In Russ.).
2. Lemann Kh.-T. Postdramaticheskiy teatr [Postdramatic theatre]. Moscow, ABCDesign Publ. 311 p. (In Russ.).
3. Maltseva O.N. Teatr Eymuntasa Nyakroshyusa (Poetika) [Eimuntas Nekrosius’s theatre. (Poetics)]. Moscow, New literature review Publ. 304 p. (In Russ.).
4. Rudnitskiy K. Spektakli raznykh let [Performances of different years]. Moscow, Art Publ., 1974. 343 p. (In Russ.).
5. Tarnopolskiy V.V. Fenomen novogo muzykal’nogo teatra [The Phenomenon of New Musical Theater]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society of music theory], 2015, no. 4 (12), pp. 25-34. (In Russ.). Available at: http://journal-otmroo.ru/node/113 (accessed 17.01.2019).
6. Tarshis N.A. Muzyka dramaticheskogo spektaklya: sbornik statey [Music of a dramatic play: collection of articles]. St. Petersburg, Russian State Institute of Performing Arts Publ., 2010. 163 p. (In Russ.).
7. Brown R. The theatre soundscape and the end of the noise. Performance research: a journal of the performing arts, 2005, vol. 10:4, pp. 105-119. (In Engl.).
8. Roesner D. Musicality as a paradigm for the theatre: a kind of manifesto. Studies in musical theatre, 2010, vol. 4, no. 3, pp. 293-306. (In Engl.).
9. Roesner D. Musicality in theatre: music as model, method and metaphor in theatre-making. Farnham, Ashgate Publ., 2014. 305 p. (In Engl.).";}
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-48-183-188.
Идентификатор статьи в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198405
Файл статьи: Загрузить