ХОРЕОГРАФИЯ КАК КОМПОНЕНТ ДЕЙСТВИЯ В СПЕКТАКЛЯХ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. А. В. ЛУНАЧАРСКОГО)
Сведения об авторах: Пузырёва Инга Анатольевна, доцент кафедры классической и современной хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: Pi42@mail.ru
Аннотация статьи: Актуальность данной работы состоит в том, что интерес к использованию хореографии в спектаклях драматического театра и проблеме введения танцевальных фрагментов в драматическое действие, где очень часто развитое пластическое и собственно хореографическое решение определяет весь строй постановки, продолжает в последнее время возрастать. Хореография в драматическом театре имеет свои особенности, цели и задачи, которые неразрывно связаны с содержанием и спецификой драматической постановки. Танцевальные композиции, пластические фрагменты привносят в сценическое действие новую эмоциональную окраску, помогают раскрыть режиссерский замысел. Танец в спектакле драматического театра сочиняется по законам построения драматургического произведения, которые обязательны как для сюжетного, так и бессюжетного танца, в нем очень часто требуются внятность и определенность, иногда полное соответствие тексту драматургии. Особое внимание необходимо уделить особенностям драматургического построения танцевального фрагмента, принципам отбора движений и элементов лексики, также необходимо учитывать этапы динамического развития танца и видов его завершения, соблюдать правила хореографической логики в построении танцевальной комбинации. В статье выявлены особенности сценической разработки системы танцевальной драматургии персонажей гоголевской комедии «Женитьба» Кемеровского областного театра драмы с хореографической точки зрения.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): драматический спектакль, танцевальный фрагмент, танец, хореография.
Индекс УДК: 792
Специальность ВАК: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Cписок литературы: a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:3841:"1. Бабич Н. Ф. Музыка в пластическом театре рубежа XX–XXI веков: дис. … канд. искусствоведения. – Ростов-на-Дону, 2012. – 196 с.
2. Зыков А. И. Театральный «билингвизм» профессии режиссёра пластики и танца // Проблемы художественного творчества и исполнительской интерпретации: сб. ст. по мат-лам Всерос. науч. чтений, посвящ. Б. Л. Яворскому. – Саратов: Саратов. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2015. – С. 31–39.
3. Зыков А. И. Современный танец: учеб. пособ. для студентов театр. вузов. – М.: Планета музыки, 2019. – 344 с.
4. Лещинский А. А. Танец в системе профессионального становления актёра драматического театра в России: автореф. дис. … канд. искусствоведения. – М., 2011. – 29 с.
5. Меланьин А. А. Методы анализа танцевального движения: дис. … канд. искусствоведения. – М., 2010. – 233 с.
6. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах. – Л.; М.: Искусство, 1965. – 375 с.
7. Пузырёва И. А. Пластическое воспитание (танец в драматическом театре): учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 82 с.
8. Пузырёва И. А. Соотношение драматической и танцевальной партитур в спектакле (из опыта постановок в Кемеровском областном театре драмы) // Итоги науч. исслед.: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – М.: РИО ЕФИР, 2015. – С. 192–197.
9. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М.: АСТ, 2018. – 672 с.
References
1. Babich N.F. Muzyka v plasticheskom teatre rubezha XX-XXI vekov: dis. kand. iskusstvovedeniya [Music in the plastic theater of the turn of the XX-XXI centuries. Diss. PhD in Art history]. Rostov-on-Don, 2012. 196 p. (In Russ.).
2. Zykov A.I. Teatral’nyy “bilingvizm” professii rezhissera plastiki i tantsa [Theatrical “bilingualism” of the profession of the director of plastics and dance]. Problemy khudozhestvennogo tvorchestva i ispolnitel’skoy interpretatsii: sb. st. po materialam Vserossiyskikh nauchnykh chteniy, posvyashchennykh B.L. Yavorskomu [Problems of artistic creativity and performing interpretation. A collection of articles based on materials of the All-Russian scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky]. Saratov, Saratov State Conservatoire Publ., 2015, pp. 31-39. (In Russ.).
3. Zykov A.I. Sovremennyy tanets [Modern dance]. Moscow, Planeta muzyki Publ., 2019. 344 p. (In Russ.).
4. Leshchinskiy A.A. Tanets v sisteme professional’nogo stanovleniya aktera dramaticheskogo teatra v Rossii: avtoref. dis. kand. iskusstvovedeniya [Dance in the system of professional formation of an actor in a drama theater in Russia. Author’s abstract of Diss. PhD in Art History]. Moscow, 2011. 29 p. (In Russ.).
5. Melanyin A.A. Metody analiza tantseval’nogo dvizheniya: dis. kand. iskusstvovedeniya [Methods of analysis of dance movement. Author’s abstract of Diss. PhD in Art History]. Moscow, 2010. 233 p. (In Russ.).
6. Noverr Zh.Zh. Pis’ma o tantse i baletakh [Letters about dance and ballets]. Leningrad; Moscow, Iskusstvo Publ., 1965. 375 p. (In Russ.).
7. Puzyreva I.A. Plasticheskoye vospitaniye (tanets v dramaticheskom teatre) [Plastic Education (dance in a drama theater)]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2012. 82 p. (In Russ.).
8. Puzyreva I.A. Sootnoshenie dramaticheskoy i tantseval’noy partitur v spektakle (iz opyta postanovok v Kemerovskom oblastnom teatre dramy) [The ratio of dramatic and dance scores in the performance (from the experience of performances in the Kemerovo Regional Drama Theater)]. Itogi nauchnykh issledovaniy: sb. st. mezhdunar. nauch.- prakt. konf. [Results of scientific research. A collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. Moscow, RIO EFIR Publ., 2015, pp. 192-197. (In Russ.).
9. Stanislavskiy K.S. Rabota aktera nad soboy [Actor’s work on himself]. Moscow, AST Publ., 2018. 672 p. (In Russ.).";}
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-48-178-182.
Идентификатор статьи в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198405
Файл статьи: Загрузить