ПОНЯТИЕ «ТЕАТР МАСС» (К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИИ И ТИПОЛОГИИ)
Сведения об авторах: Мосиенко Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Хабаровский государственный институт культуры (г. Хабаровск, РФ). E-mail: mosya09@mail.ru
Аннотация статьи: В статье предпринимается попытка осмыслить новое явление ХХ века – театр масс – в системе современного искусства. С момента возникновения и развития театра масс как явления прошло уже сто лет. В нем сложились определенные традиции, появляются и развиваются направления, формы и жанры. В работе ставится проблема неопределенности на настоящем этапе терминологического аппарата театра масс, его структуры и места в системе современного искусства. Подчеркивается определенная опасность превращения театра масс в ремесленное дело. Анализируется литература, где встречается изучаемое явление в том или ином виде: «народный театр», «театр участия», «массовый театр», «театр массовых форм», «нетрадиционный театр», а также предлагается терминология и типология в рамках заявленной проблемы. Театр масс рассматривается как синкретически-синтетический вид театрального искусства, где в сценарной драматургии и в её сценическом воплощении происходит слияние простых видов искусств и документа под углом художественно-образного решения, воплощаясь в малой или большой форме. Под малой формой предлагается подразумевать театрализованное представление, под большой формой – праздник. Признаком жанра предлагаемой типологии является технология сценического воплощения документального и художественного материала.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): театр масс, морфология искусства, праздник, театрализованное представление, жанровая типология.
Индекс УДК: 792
Специальность ВАК: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Cписок литературы: a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:7739:"1. Апчел Е. А. Документальность в современном театре массовых форм // Праздничная культура России: традиции и современность: мат-лы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Орел, 15–16 марта
2012 года) / Орлов. гос. ин-т искусств и культуры; ред. кол.: С. И. Гавдис, А. Ю. Титова, И. И. Банникова, В. В. Белозерова. – Орел: Горизонт, 2012. – С. 67–71.
2. Вандалковский Е. В. Поэтика зрелища: размышления режиссера. – М.: Ин-т соврем. искусства, 2018. – 200 с.
3. Вершковский Э. В. Режиссура театрализованных представлений. – СПб.: Нестор-История, 2017. – 88 с.
4. Воробьев А. Ю. От Народного дома к рабочему клубу, Дворцу культуры и театру массового действа: тенденции эволюции многофункционального комплекса в России первой трети XX века [Электронный ресурс] // Academia. Архитектура и строительство. – 2012. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-narodnogodoma-k-rabochemu-klubu-dvortsu-kultury-i-teatru-massovogo-deystva-tendentsii-evolyutsii-mnogofunktsionalnogokompleksa-v (дата обращения: 17.03.2019).
5. Гавдис С. И. Сущность творчества современного режиссера театрализованных представлений // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. – Челябинск. ЧГИК, 2018. – С. 93–119.
6. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1975. – 68 с.
7. История кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников СПбГИК [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spbgik.ru/cathedra/Kafedra-rezhissury-teatralizovannyh-predstavleniy-i-prazdnikov/int_cathedra/16-Istoriya/ (дата обращения: 03.05.2019).
8. Каган М. С. Морфология искусства. – М.: Искусство, 1972. – 440 с.
9. Ласточкин В. Н. Грани театра масс [Электронный ресурс] // Праздник: журн. – URL: https://www.prazdnikmedia.ru/viewart/article/1485212 (дата обращения: 15.01.2019).
10. Мордасов А. А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2018. – 128 с.
11. Мордасов А. А. «Всеобщая театрализация» в динамике зрелищных форм культуры // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. – Челябинск. ЧГИК, 2018. – С. 38–51.
12. Охлопков Н. П. Статьи. Воспоминания / сост.: Е. И. Зотова, Т. А. Лукина. – М.: ВТО, 1986. – 78 с.
13. Рубб А. А. Размышления о Нетрадиционном театре, или Нетрадиционный театр как он есть. – М.: ВК, 2004. – 604 с.
14. Силин А. Д. Дорога на площадь: специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. – М.: Наука, 2013. – 312 с.
15. Черкашенинов Л. Ф. Методологические основы формирования режиссера театрализованных представлений и праздников // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. – Челя-
бинск. ЧГИК, 2018. – С. 204–235.
16. Шароев И. Г. Театр народных масс. – М.: ГИТИС, 1978. – 196 с.
References
1. Apchel E.A. Dokumental’nost’ v sovremennom teatre massovykh form [Documentation in modern theaters of mass forms]. Prazdnichnaya kul’tura Rossii: traditsii i sovremennost’: materialy Vserossiyskoy s medzhunar. uchastiem nauch.-prakt. konf. (g. Orel 15–16 marta 2012 goda) [Festive culture of Russia: traditions and modernity: materials of the All-Russian with the international participation of scientific-practical. conf. (Orel 15–16 March 2012)]. Ed. Coll.: S.I. Gavdis, A.Yu. Titova, I.I. Bannikova, V.V. Belozerov. Orel, Horizon Publ., 2012, pp. 67-71. (In Russ.).
2. Vandalkovskiy E.V. Poetika zrelishcha: razmyshleniya rezhissera [Poetics of a show: reflections of the director]. Moscow, Institute of Contemporary Art Publ., 2018. 200 p. (In Russ.).
3. Vershkovskiy E.V. Rezhissura teatralizovannykh predstavleniy [Directing theatrical performances]. St. Petersburg, Nestor-History Publ., 2017. 88 p. (In Russ.).
4. Vorobyev A.Yu. Ot Narodnogo doma k rabochemu klubu, Dvortsu kul’tury i teatru massovogo deystva: tendentsii evolyutsii mnogofunktsional’nogo kompleksa v Rossii pervoy treti XX veka [From people’s house to work club, Palace of Culture and Folk Art Theaters: tendencies in the Development of a Multifunctional Complex in
Russia in the First Third of the 20th Century]. Academia. Arkhitektura i stroitel’stvo [Academy. Architecture and construction], 2012, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-narodnogo-doma-krabochemu-klubu-dvortsu-kultury-i-teatru-massovogo-deystva-tendentsii-evolyutsii-mnogofunktsionalnogokompleksa-
v (accessed 17.03.2019).
5. Gavdis S.I. Sushchnost’ tvorchestva sovremennogo rezhissera teatralizovannykh predstavleniy [The essence of the creativity of the modern director of theatrical performances]. Prazdnik kak prostranstvo sotsial’nokhudozhestvennykh
smyslov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: intercollege.
Sat scientific tr.]. Chelyabinsk, ChGIK Publ., 2018, pp. 93-119. (In Russ.).
6. Genkin D.M. Massovye prazdniki: uchebnoe posobie [Mass holidays. Study guide]. Moscow, Enlightenment Publ., 1975. 68 p. (In Russ.).
7. Istoriya kafedry rezhissury teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov SPbGIK [History of the Department of directing theatrical performances and holidays SPbGIK]. (In Russ.). Available at: http://www.spbgik.ru/cathedra/
Kafedra-rezhissury-teatralizovannyh-predstavleniy-i-prazdnikov/int_cathedra/16-Istoriya/ (accessed 03.05.2019).
8. Kagan M.S. Morfologiya iskusstva [The morphology of art]. Moscow, Art Publ., 1972. 440 p. (In Russ.).
9. Lastochkin V.N. Grani teatra mass [The verge of the theater of masses]. Prazdnik [Holiday]. (In Russ.). Available at: https://www.prazdnikmedia.ru/viewart/article/1485212 (accessed 01.15.2019).
10. Mordasov A.A. Printsipy rezhissury teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov: uchebnoe posobie [Principles of directing theatrical performances and holidays: a tutorial]. St. Petersburg, Lan Publ.; Planet music Publ., 2018. 128 p. (In Russ.).
11. Mordasov A.A. “Vseobshhaya teatralizatsiya” v dinamike zrelishchnykh form kul’tury [“Universal theatricalization” in the dynamics of spectacular forms of culture]. Prazdnik kak prostranstvo sotsial’no-khudozhestvennykh smyslov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: Interun. Sat scientific tr.]. Chelyabinsk, ChGIK Publ., 2018, pp. 38-51. (In Russ.).
12. Okhlopkov N.P. Stat’i. Vospominaniya [Articles. Memories]. Comp. E.I. Zotov, T.A. Lukin. Moscow, WTO Publ., 1986. 78 p. (In Russ.).
13. Rubb A.A. Razmyshleniya o Netraditsionnom teatre, ili Netraditsionnyy teatr kak on est’ [Reflections on the Unconventional Theater, or the Unconventional Theater as it is]. Moscow, VK Publ., 2004. 604 p. (In Russ.).
14. Silin A.D. Doroga na ploshchad’: spetsifika raboty rezhissera pri postanovke massovykh teatralizovannykh predstavleniy pod otkrytym nebom i na bol’shikh netraditsionnykh stsenicheskikh ploshchadkakh [The road to the square: the specifics of the work of the director in the formulation of mass theatrical performances in the open
air and on large non-traditional venues]. Moscow, Science Publ., 2013. 312 p. (In Russ.).
15. Cherkasheninov L.F. Metodologicheskie osnovy formirovaniya rezhissera teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov [Methodological foundations of the formation of the director of theatrical performances and holidays]. Prazdnik kak prostranstvo sotsial’no-khudozhestvennykh smyslov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: Interun. Sat scientific tr.]. Chelyabinsk, ChGIK Publ., 2018, pp. 204-235. (In Russ.).
16. Sharoev I.G. Teatr narodnyh mass [The Theater of Masses]. Moscow, GITIS Publ., 1978. 196 p. (In Russ.).";}
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-48-172-178
Идентификатор статьи в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198403
Файл статьи: Загрузить