ОСВОЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ В МУЗЫКЕ БУРЯТИИ
ОСВОЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ В МУЗЫКЕ БУРЯТИИ



Сведения об авторах:  Русинова Ольга Артёмовна, кандидат исторических наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: rina.rubin@yandex.ru

Аннотация статьи:  Актуальность данной статьи определяется обращением к проблеме формирования музыкального профессионализма письменной традиции в национальных творческих школах. Взаимодействие его составляющих – западноевропейской и отечественной традиций, Запада и Востока как разных эстетико-стилевых парадигм – исследовалось на материале музыки Белоруссии, Башкирии, Татарстана, Чувашии, республик Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Тывы, Хакассии, Якутии. История музыкального профессионализма письменной традиции в Бурятии пока не нашла полного отражения в обобщающих трудах и представлена работами о творчестве отдельных авторов и становлении отдельных жанров: оперного, балетного, хорового. Цель настоящей работы – проследить динамику освоения жанровой системы европейского типа на примере симфонического творчества композиторов Бурятии. Методами исследования явились: диахронный метод, позволивший показать преемственность развития жанров в разные периоды; метод синхронного анализа, благодаря которому стала возможной системная реконструкция процесса: жанры бурятской симфонической музыки рассматриваются в их эволюции и взаимодействии, выявляются как особенности отдельных произведений, так и черты общности. Историко-сравнительный метод применялся при анализе аспекта «классическая европейская музыка – современная профессиональная музыка Республики Бурятия», историко-типологический метод позволил выделить в творчестве композиторов общие тенденции. Результатом проведенного исследования стал вывод об особом значении жанра сюиты для музыки Бурятии в период середины 1930 – начала 1970-х годов ХХ века. Отражением этого значения стало не только количественное превалирование произведений этого жанра, но и имманентные музыкальные процессы: в рамках данного жанра происходило накопление выразительных средств, освоение приемов работы в многоголосной фактуре и приемов разработочного развития, формировался тип оригинального композиторского тематизма, происходило освоение композиционных схем. Все это обусловило дальнейшее развитие композиторского творчества Бурятии не только в симфонической, но и сценической, хоровой, камерной сферах.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  сюита, многоголосие, композиция, драматургия, принципы развития, симфонические жанры.

Индекс УДК:  785.11(571.54)

Специальность ВАК:  5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Cписок литературы:  a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:3061:"1. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искус-
ства ХХ века. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2004. – 280 с.
2. Каяк А. Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. – М.: Академ.
проект, 2006. – 256 с.
3. Куницын О. И. Музыка Советской Бурятии. – М.: Совет. композитор, 1990 . – 216 с.
4. Куницын О. И. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. – Улан-Удэ: Изд.-полиграф.
комплекс ВСГАКИ, 1999. – 143 с.
5. Куницын О. И. Бау Ямпилов. – М.: Музыка,1986. – 112 с.
6. Куницын О. И. Бурятская музыкальная литература. – Улан-Удэ: Буркнигиздат, 1986. – 109 с.
7. Осипенко Г. А. Формирование тувинской симфонической музыки: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. –
Ленинград: Изд-во Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии, 1984. – 24 с.
8. Русинова О. А. Структура культурных взаимодействий в процессе формирования профессиональной
музыкальной культуры Бурятии // Вестн. Бурят. гос. ун-та. – 2014. – Вып. 6 (2). – С. 87–91.
9. Янов-Яновская Н. С. Узбекская симфоническая музыка. – Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1979. – 218 с.
References
1. Drozhzhina M.N. Molodye natsional’nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal’nogo iskusstva XX
veka [The young national composers schools of the East as the phenomenon of the musical art of the XX century].
Novosibirsk, Konservatory Publ., 2004. 280 p. (In Russ.).
2. Kayak A.B. Metodologiya issledovaniya kul’turnykh obmenov v muzykal’nom prostranstve [The methodology of the
research of cultural exchanges in the musical space]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2006. 256 p. (In Russ.).
3. Kunitsin O.I. Muzyka sovetskoy Buryatii [The music of the Buryat Soviet Republic]. Moscow, Soviet compositor
Publ., 1990. 216 p. (In Russ).
4. Kunitsin O.I. Vyrazitel’nye sredstva buryatskoy professional’noy muzyki [The means of expression of Buryat professional
music]. Ulan-Ude, East Siberian State Institute of Culture Publ., 1999. 143 p. (In Russ.).
5. Kunitsin O.I. Bay Yampilov [Bau Yampilov]. Moscow, Music Publ., 1986. 112 p. (In Russ).
6. Kunitsin O.I. Buryatskaya muzykal’naya literatura [The Buryat musical literature]. Ulan-Ude, Buryat Books Publ.,
1986. 109 p. (In Russ.).
7. Osipenko G.A. Formirovanie tuvinskoy simfonicheskoy muzyki: dis kand. iskusstvovedeniya [The formation
of the Tuva symphonic music. PhD in Art History]. Leningrad, Institute of the Theatre, Music and Cinema Publ.,
1984. 24 p. (In Russ).
8. Rusinova O.A. Struktura kul’turnykh vzaimodeistviy v protsesse formirovaniya professionalnoy muzykal’noy
kul’tury Buryatii [Structure of cultural interactions in the process of formation the professional musical culture of Buryatia]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryat state university], 2014, no. 6 (2),
pp. 87-91. (In Russ.).
9. Yanov-Yanovskaya N.S. Uzbekskaya simfonicheskaya muzyka [Symphonic music of Uzbekistan]. Tashkent, Gafur
Gulam Publ., 1979. 218 p. (In Russ.).
";}

DOI:  10.31773/2078-1768-2019-48-143-150

Идентификатор статьи в РИНЦ:  https://elibrary.ru/item.asp?id=39198399

Файл статьи:  Загрузить

Приобрести журнал

Для всех регионов, кроме Кемеровской области
Имя
E-mail
Номер телефона
Сообщение
CAPTCHA Введите слово на картинке

Часто задаваемые вопросы

Подписаться на журнал жителям Кемеровской области можно в любом почтовом отделении «Почты России».

Подписной индекс журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» - 12241, каталог "Почты России".

ISSN журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» 2078 - 1768.

Подписка на журнал для жителей других регионов по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Приобрести журнал в одном экземляре возможно по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Отправление Почтой России

ru

ru

ru

ru

ru

ru