МЕТОДИКА АТРИБУЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ВНУТРИМУЗЕЙНОЙ ТРАНСЛЯЦИИ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Сведения об авторах: Кимеева Татьяна Ивановна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tat-kimeeva@mail.ru
Аннотация статьи: В статье рассматриваются актуальные для современного музееведения проблемы, связанные с атрибуцией музейных предметов. Определяется наличие потребности в смещении акцента с прикладных форм фондовой деятельности на их теоретическое обоснование. Прием атрибуции рассматривается как часть методики, применяемой при установлении подлинности предметов музейного значения, наряду с методами их систематизации и интерпретации. На примере этнографических музейных предметов уточняются приемы выявления их атрибутивных характеристик с учетом как общих критериев (информативности, аттрактивности, экспрессивности, репрезентативности и ассоциативности), так и частных (название, материал, техники изготовления, функциональное назначение и пр.). Раскрывается сущность обозначенных критериев на конкретных примерах шорских этнографических коллекций из музеев России. Обосновывается с позиций семиотического подхода применение методов атрибуции в целях выявления информационных полей музейных объектов. Предлагается концепция интерпретации в рамках герменевтического похода на основе музейных и научных источников. Ведущим принципом определяется: соответствие критериям подлинности, научности. В качестве внутримузейных форм трансляции результатов интерпретации музейных предметов определены: публикация полученной информации, ее включение в текст экспозиции и использование в раз- личных формах музейной деятельности.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): музейные предметы, методика исследования коллекций, атрибуция, интерпретация, актуализация.
Индекс УДК: 069.5:39
Специальность ВАК: 5.10.3. Виды искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)
Cписок литературы: a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:5974:"1. Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции // На пути к музею XXI века: Музее-
ведение: сб. науч. тр. – М.: Изд-во НИИ культуры, 1989. – С. 35–50.
2. Веселов Ф. Н. Роль доэкспертного документального исследования памятника в музейной атрибуции ювелир-
ных произведений конца XIX – начала ХХ века // Вопр. музеологии. – 2013. – № 1 (7). – С. 132–139.
3. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб.: Петрополис, 2001. – 224 с.
4. Кондратенко М. Е. К проблеме атрибуции музейного предмета в ходе реставрационных работ (на приме-
ре атрибуции комода из собрания мебели ГМЗ «Петергоф») // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия.
Культурология. Политология. Право. Междунар. отношения. – 2012. – № 3. – С. 15–20.
5. Кузьмина Е. С. Краткое описание музейного предмета: информ.-лингв. обеспечение [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.museum.ru/future/part03/030202.htm (дата обращения: 05.04.2019).
6. Мишуровская О. С. Семиотический анализ знаковой специфики музейного предмета // Вестн. Ленинград.
гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 3, т. 2. – С. 205–211.
7. Музейное дело России. – М.: ВК, 2010. – С. 125–126.
8. Никишин Н. А. Музейные средства, знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искус-
ство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. научн. тр. – М.: Изд-во НИИ
культуры, 1997. – С. 43–44.
9. Пирс Ч. С. Учение о знаках // Избранные философские произведения. – М.: Логос, 2000. – С. 176–233.
10. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – 2009. – № 5. – С. 53.
11. Суворов Н. Н. Аура вещи в утверждении культурного пространства // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. – 2018. – № 3 (36). – С. 62–67.
12. Уайт Л. А. Понятие культуры [Электронный ресурс]. – URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_
cult1/~phil_ant_cult1.htm#11 (дата обращения: 12.04.2019).
13. Шлейермахер Ф. Герменевтика. – СПб.: Европейский Дом, 2004. – 242 с.
14. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Одежда и украшения / сост. Т. И. Кимеева. –
Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – Ч. 4. – С. 74.
References
1. Arzamastsev V.P. O semioticheskoy strukture muzeynoy ekspozitsii [On the semiotic structure of the museum exposition].
Na puti k muzeyu XXI veka: Muzeevedenie: sb. nauch. tr. [On the way to the museum of the XXI century:
Museology: Sat. scientific tr.]. Moscow, Research Institute of Culture Publ., 1989, pp. 35-50. (In Russ.).
2. Veselov F.N. Rol’ doekspertnogo dokumental’nogo issledovaniya pamyatnika v muzeynoy atributsii yuvelirnykh
proizvedeniy kontsa XIX – nachala ХХ veka [The role of pre-expert documentary research of the monument in the
museum attribution of jewelry works of the late XIX – early XX centuries]. Voprosy muzeologii [Museology issues],
2013, no. 1 (7), pp. 132-139. (In Russ.).
3. Kalugina T.P. Khudozhestvennyy muzey kak fenomen kul’tury [Art Museum as a cultural phenomenon]. St. Petersburg,
Petropolis Publ., 2001. 224 p. (In Russ.).
4. Kondratenko M.E. K probleme atributsii muzeynogo predmeta v khode restavratsionnykh rabot (na primere atributsii
komoda iz sobraniya mebeli GMZ «Petergof») [To the problem of the attribution of a museum object during
the restoration works (on the example of the attribution of a chest of drawers from the collection of the furniture of
the Peterhof Museum)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6. Filosofiya. Kul’turologiya. Politologiya.
Pravo. Mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of St. Petersburg University. Series 6. Philosophy. Culturology.
Political science. Right. International relationships], 2012, no. 3, pp. 15-20. (In Russ.).
5. Kuzmina E.S. Kratkoe opisanie muzeynogo predmeta: informatsionno-lingvisticheskoe obespechenie [Brief description
of the museum subject: information and linguistic support]. (In Russ.). Available at: http://www.museum.ru/
future/part03/030202.htm (accessed 05.04.2019).
6. Mishchrovskaya O.S. Semioticheskiy analiz znakovoy spetsifiki muzeynogo predmeta [Semiotic analysis of the
sign specificity of the museum subject]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina
[Bulletin of the Pushkin Leningrad State University], 2011, no. 3, vol. 2, pp. 205-211. (In Russ.).
7. Muzeynoe delo Rossii [Museum business of Russia]. Moscow, VK Publ., 2010, pp. 125-126. (In Russ.).
8. Nikishin N.A. Muzeynye sredstva, znaki i simvoly [Museum tools, signs and symbols]. Muzeynaya ekspozitsiya.
Teoriya i praktika. Iskusstvo ekspozitsii. Novye stsenarii i kontseptsii. Na puti k muzeyu XXI veka: sb. nauchn. tr.
[Art Exposure. New scenarios and concepts. On the way to the museum of the XXI century: Sat. scientific tr.].
Moscow, Research Institute of Culture Publ., 1997, pp. 43-44. (In Russ.).
9. Pirs Ch.S. Uchenie o znakakh [The doctrine of signs]. Izbrannye filosofskie proizvedeniya [Selected Philosophical
Works]. Moscow, Logos Publ., 2000, pp. 176-233. (In Russ.).
10. Slovar’ aktual’nykh muzeynykh terminov [Dictionary of current museum terms]. Muzey [The museum], 2009, no. 5, p. 53. (In Russ.).
11. Suvorov N.N. Aura veshchi v utverzhdenii kul’turnogo prostranstva [Aura things in the statement of cultural space].
Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of
Culture], 2018, no. 3 (36), pp. 62-67. (In Russ.).
12. Uayt L.A. Ponyatie kul’tury [The concept of culture]. (In Russ.). Available at: https://lib.uni-dubna.ru/search/
files/phil_ant_cult1/~phil_ant_cult1.htm#11 (accessed 12.04.2019).
13. Shleyyermakher F. Germenevtika [Hermeneutics]. St. Petersburg, European House Publ., 2004. 242 p. (In Russ.).
14. Shortsy. Katalog etnograficheskikh kollektsiy muzeev Rossii. Odezhda i ukrasheniya [Shor. Catalog of the ethnographic collections of the museums of Russia. Clothing and jewelry. Ed. T.I. Kimeeva]. Kemerovo, Kuzbassvuzuzdat Publ., 1999, vol. 4, 168 p. (In Russ.).";}
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-48-134-142
Идентификатор статьи в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198398
Файл статьи: Загрузить