ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕСТИВАЛЕЙ КОСПЛЕЯ В США, ЯПОНИИ И РОССИИ
Сведения об авторах: Телегина Марина Сергеевна, магистрант, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: orenji-kitsune@yandex.ru / Астафьева Татьяна Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: tastafieva7@rambler.ru
Аннотация статьи: В статье проанализирован процесс зарождения и развития косплей-движения в США, Японии и России. Рассмотрены три точки зрения на возникновение косплея, основанные на географическом признаке. При изучении американского опыта значительное внимание уделяется Всемирному фестивалю научной фантастики, так как в рамках данного мероприятия происходила постепенная формализация хобби и формировался ряд критериев для оценки конкурсных косплей-выступлений. Японский опыт рассматривается на примере Ярмарки комиксов и Всемирного косплей-саммита, которые демонстрируют два разных примера организационной структуры мероприятия. В первом случае косплееры существуют в «выставочном пространстве» и способы репрезентации образа смещены в сторону создания фотографий; во втором – косплееры создают сценические номера, используя широкий спектр средств художественной выразительности. Развитие российских фестивалей косплея изучено обзорно, акцент сделан на трансформации сценической программы фестивалей и номинаций, а также на изменение субкультурной принадлежности фестивалей в связи с их контекстуалицазией в ходе развития массовой культуры. Сделаны выводы о том, что процесс возникновения косплея в США и Японии на начальных этапах проходил обособленно. Далее, благодаря мировым процессам глобализации, произошло взаимовлияние двух культур, что привело, с одной стороны, к обогащению опыта косплей-движения в обеих странах, а с другой – к унификации косплея по всему миру.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): косплей, фестиваль, костюм, аниме, научная фантастика.
Индекс УДК: 792.01
Специальность ВАК: 5.10.3. Виды искусства (театральное искусство)
Cписок литературы: a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:2908:"1. Купер А. Аниме-фестиваль в Воронеже // Великий дракон. – 2000. – № 48. – С. 10–11.
2. Самойлова Е. О. Онтологические компоненты феномена косплея // Фундаментальные исследования. – 2014. –
№ 9–3. – С. 678–681.
3. Фахретдинова М. Р., Оселедчик Е. Б. История косплея // Культура и время перемен. – Краснодар: КГИК,
2017. – С. 11–15.
4. Ackerman F. J. I Remember Morojo. – LA: Selfpublished, 1965. – 13 p.
5. Ashcraft B., Plankett L. Cosplay world. – NY: Prestel Publishing, 2014. – 208 p.
6. Bruno M. Cosplay: The Illegitimate Child of SF Masquerades [Электронный ресурс]. – URL: http://millenniumcg.
tripod.com/glitzglitter/1002articles.html (дата обращения: 08.04.2019).
7. Hevelin R. Denvention i report [Электронный ресурс]. – URL: http://fanac.org/worldcon/Denvention/w41-rpt.html
(дата обращения: 08.04.2019).
8. McCarthy H. A Brief History of Cosplay // The Phoenix Papers. – 2017. – Vol. 3, № 1. – P. 130–139.
9. Takahashi Nobuyuki, Yoshikoka Hitoshi. Costume Play // My Anime. – 1983. – № 6. – P. 107–110.
10. Resnick M. Always a Fan: True Stories from a Life in Science Fiction. – Cabin John: Wildside Press LLC, 2015. –
461 p.
11. Winge T. Costuming the Imagination: Origins of Anime and Manga Cosplay // Mechademia. Emerging Worlds
of Anime and Manga. – 2006. – Vol. 1. – P. 65–76.
References
1. Kuper A. Anime festival’ v Voronezhe [Anime festival in Voronezh]. Velikiy drakon [The Great Dragon]. Moscow,
ACT Publ., 2000, no. 48, pp. 10-11. (In Russ.).
2. Samoylova E.O. Ontologicheskie komponenty fenomena kospleya [Ontological Components of Cosplay Phenomenon].
Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental Research], 2014, no. 9-3, pp. 678-681. (In Russ.).
3. Fakhretdinova М.R, Oseledchyk E.B. Istoriya kospleya [Cosplay history]. Kul’tura i vremya peremen [The Cultura
and Time of changing]. Krasnodar, KGUKI Publ., 2017, no. 1 (16), pp. 11-15. (In Russ.).
4. Ackerman F.J. I Remember Morojo. Los Angeles, Selfpublished., 1965. 13 p. (In Engl.).
5. Ashcraft B., Plankett L. Cosplay world. New York, Prestel Publishing, 2014. 208 p. (In Engl.).
6. Bruno M. Cosplay: The Illegitimate Child of SF Masquerades. (In Engl.). Available at: http://millenniumcg.tripod.
com/glitzglitter/1002articles.html (accessed: 08.04.2019).
7. Hevelin R. Denvention i report. (In Engl.). Available at: http://fanac.org/worldcon/Denvention/w41-rpt.html.
(accessed 08.04.2019).
8. McCarthy H. A Brief History of Cosplay. The Phoenix Papers, 2017, vol. 3, no. 1, p. 130-139. (In Engl.).
9. Takahashi Nobuyuki, Yoshikoka Hitoshi. Costume Play. My Anime, 1983, no. 6, p. 107-110. (In Jap.).
10. Resnick M. Always a Fan: True Stories from a Life in Science Fiction. Cabin John, Wildside Press LLC., 2015.
461 p. (In Engl.).
11. Winge T. Costuming the Imagination: Origins of Anime and Manga Cosplay. Mechademia. Emerging Worlds
of Anime and Manga, 2006, vol. 1, pp. 65-76. (In Engl.).";}
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-48-85-90.
Идентификатор статьи в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198391
Файл статьи: Загрузить