ИНФЕРНАЛЬНОЕ ТАНГО: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЖАНРА В «ИСТОРИИ СОЛДАТА» И. Ф. СТРАВИНСКОГО
Сведения об авторах: Сушлякова Ася Александровна ,аспирант, кафедра истории музыки, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки (г. Новосибирск, РФ). E-mail: sumb7673@gmail.com
Аннотация статьи: Ранний опыт претворения танго в академическом композиторском творчестве, его проницательного переосмысления и дестабилизации признаков канона жанра был испробован И. Ф. Стравинским в 1918 году в сочинении с нестандартным жанровым определением – «читаемое, играемое и танцуемое сказочное представление». Инверсивный подход с намеренным разрушением и утрированием маркированных знаков танго в «узловой» сцене сказочной истории стал порождением злого гротеска. Представленный автором как внешне механично-игрушечный танец сказочных персонажей, танго демонстрирует образец не только стилевой, но и концептуальной «мутации» жанра. Искажение в «Истории солдата» семантических кодов танца любовной страсти наделило жанр неожиданными антиценностными чертами. Показывая несовместимость представляемого и подразумеваемого, танго становится воплощением (что в дальнейшем показательно для ХХ века) образа фатально-рокового, инфернального danse macabre. Обличительный подход, вопреки выработанной установки на восприятие сложившихся представлений о жанре, дает возможность пережить своего рода «культурный шок» из-за острого чувства неузнавания его устойчивых признаков. Данный опыт деформации привычных представлений о танго открывает смелые горизонты экспериментов с концептуальной интерпретацией жанра сквозь призму идеи краха высоких культурных традиций.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): танго, И. Ф. Стравинский, «История солдата», обличение, «обобщение через жанр», danse macabre, инфернальность, неоклассицизм.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-182-189
Файл статьи*: Скачать PDF