АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Сведения об авторах: Тарасевич Елена Евгеньевна, аспирантка 2 года обучения (научный руководитель - докт. иск., проф. М.Ю. Дубровская", Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки (г. Новосибирск, РФ) E-mail: tarasevichelena96@yandex.ru
Аннотация статьи: Статья содержит результаты осуществленных автором исследований системы российского музыкально-терапевтического образования, сконцентрированных на участии музыкотерапии в процессах социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сообщается, что знания об уникальных целительных свойствах музыкального искусства имеют многовековую историю, однако серьезное научное осмысление получили лишь в XX веке. Начиная с 1990-х гг., средства и технологии музыкотерапии нашли естественное и глубокое применение в сфере коррекционной педагогики и абилитации детей с особыми потребностями. В опоре на приведенные факты и примеры автор приходит к выводу о том, что отечественная музыкотерапия, несмотря на широкое признание в научных кругах и применение специалистами различных областей знаний – медицины, психологии, педагогики, музыковедения, не обладает общепринятой методикой и нуждается в повышении методического и методологического уровней. Проблему усугубляет и тот факт, что музыкально-терапевтическое образование в РФ на сегодняшний день остается в статусе дополнительного и осуществляется немногими негосударственными учреждениями, главным образом, Москвы и Санкт-Петербурга. В качестве примера успешного применения средств и методов музыкальной терапии в абилитационном процессе приводится деятельность Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в Новосибирском академгородке. Представлены некоторые особенности авторской педагогической концепции создателя центра – музыканта, композитора, педагога-новатора А.И. Бороздина (1937–2021), среди которых – комплексное полисенсорное воздействие на мозг больного ребенка, вариативность форм занятий вне зависимости от диагноза, применение на занятиях собственных музыкальных сочинений.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): музыкотерапия, дети с ОВЗ, абилитация, абилитационная педагогика, Центр А.И. Бороздина в Новосибирске
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-86-94
Файл статьи*: Скачать PDF