САМОДОСТАТОЧНОСТЬ ФОТОГРАФИИ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Сведения об авторах: Гук Алексей Александрович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры фотовидеотворчества, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: guk56mai@mail.ru
Аннотация статьи: Фотография на определенном этапе своего развития стала востребованной представителями современного искусства. Погружаясь в его пространство, фотография изменила свой статус – теперь это уже была основа для художественного высказывания, но не само высказывание как таковое. Автор рассматривает проблему самодостаточности фотографии на различных уровнях: субъектно-авторском; профессионально-деятельностном; продуктивном. В пространстве современного искусства происходит десубъективизация и демифологизация фотографа как авторской личности. Реализация художественного проекта посредством фотографической презентации часто не требует от фотографа высокого профессионального мастерства, во многих случаях фотографы сознательно «сворачивают» палитру применения возможных изобразительно-выразительных средств, имитируя абсолютную объективность и бесстрастность. Художественный процесс, разворачивающийся на поле современного искусства, предполагает игру с фотографическим материалом. Фотографии как материальные предметы служат для активизации интеллектуального потенциала зрителя, для разгадывания ими смысла/идеи, лежащей не в пространстве самой фотографии, а вне её. Теряя самодостаточность, «современная фотография» обретает концептуальные качества. Однако периферийное положение фотографии как произведения, является лишь одним из возможных ее состояний, обусловленных постмодернистским контекстом. Постепенно освобождаясь от радикализма принципов современного искусства, искусство-фотография все в большей степени обретает признаки самодостаточного эстетического существования. В заключение автор приходит к выводам о том, что: 1. Функционирование фотографии в пространстве современного искусства оказывает на нее активное влияние. Это становится причиной существенной деформации принципов и ценностных установок прежней модели фотографии; 2. Обозначенная выше деформация касается, прежде всего, роли и значимости фотографа в художественном проекте, активности использования системы изобразительно-выразительных средств в процессе создания фотографического контента, функций фотографического произведения для обеспечения художественно-коммуникативной ситуации; 3. Если фотография выступает лишь материалом современного искусства, то её статус как самодостаточного явления почти полностью нивелируется. Однако, если в фотографическом проекте делается ставка на эстетизацию фотоизображения, на его возможность хотя бы частично «говорить само за себя», то градус самодостаточности такой фотографии в целом неизбежно повышается, а её роль как артефакта возрастает.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): самодостаточность, искусство-фотография, современное искусство, художественное функционирование
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-166-174
Файл статьи*: Скачать PDF