РОСКОШЬ СТОЛИЦЫ: «РОСКОШНЫЙ НАТЮРМОРТ» В ГААГЕ XVII ВЕКА
Сведения об авторах: Анциферова Полина Константиновна, аспирант кафедры Искусствоведения, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге» (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: polina.ant@mail.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена голландскому натюрморту XVII века и его развитию с точки зрения географических особенностей страны, конкретно направления «роскошный натюрморт» через призму социально-культурного контекста в городе Гаага в Республике Соединённых провинций XVII века. Актуальность обусловлена тем, что предмет исследования остается практически не изученным в современной отечественной историографии. Методология основана на формально-стилистическом методе, используемом для анализа натюрмортов нескольких направлений – «роскошный натюрморт» и «рыбный натюрморт». Так как исследование затрагивает не только живопись, но и географические, политические, культурные, экономические и общественные контексты, в рамках которых она создавалась, то уместно было прибегнуть к историко-хронологическому методу. Автор описывает экономическую и социальную ситуацию в городе Гаага, а также сравнивает город с другой "столицей" республики, Амстердамом. Было изучено творчество голландского мастера «роскошного натюрморта» Абрахама ван Бейерена и художника Питера де Пюттера, создававшего произведения направления «рыбный натюрморт» в Гааге, в особенности композиция и изображенные на картинах элементы. Автор приходит к выводу, что превалирующая социальная группа в городе – госслужащие и придворные с наращенным капиталом – полностью определяла сюжет продаваемых мастерами натюрморта картин. В городе, где жили королевская семья и придворные, существовал запрос на роскошь и царский размах. Художники пытаются ответить на этот запрос в жанре натюрморта, создавая яркие по колориту, сложные по композиции и большие по формату пышные барочные произведения, на которых было изображено все богатство процветающей страны. Таким образом, появление и развитие направления «роскошный натюрморт» непосредственно в Гааге становится не результатом личных амбиций художников, а желанием удовлетворить потребности богатого покупателя города.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): голландский «роскошный натюрморт», Гаага XVII века, рыбный натюрморт, Абрахам ван Бейерен, Питер де Пюттер
Индекс УДК: 75.049.6
Специальность ВАК: 5.10.1. Теория и история культуры, искусства
Cписок литературы:
1. Европейская поэзия XVII века. Якоб Катс, стихотворения. Пер. Е. Витковского. – М.: Художественная литература, 1977 г. – 928 с.
2. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. – 166 с.
3. Brenninkmeijer-de Rooij, B. Roots of seventeenth-century Flower Painting. Miniatures, Plant Books, Paintings. – Leiden: Primavera Press, 1996. – 96 p.
4. Bryson, N. Looking at the Overlooked: Four Essays on Still Life Painting. – Cambridge: Reaktion Books, 1990. – 192 p.
5. De tentoonstelling «Glans, Glorie en Misère. De Gouden Eeuw in Den Haag». – Буклет выставки. – Den Haag, Haags Historisch Museum, 2019. – 50 p.
6. De Vries, J. Luxury and Calvinism/Luxury and Capitalism: Supply and Demand for Luxury Goods in the Seventeenth-Century Dutch Republic. // The Journal of the Walters Art Gallery. – Vol. 57. – 1999. – Pp. 73-85.
7. Egmond, F. On Northern Shores: Sixteenth-Century Observations of Fish and Seabirds (North Sea and North Atlantic) // Naturalists in the Field. Collecting, Recording, and Preserving the Natural World in the Fifteenth to the Twenty-first Century, Editor: MacGregor A. Leiden – Boston, 2018. – Pp. 129–148.
8. Fish: Still Lifes by Dutch and Flemish Masters 1550-1700. Editor: Helmus L.M. – Utrecht: Centraal Museum. – 444 p.
9. Hochstrasser J.B. Still Life and Trade in the Dutch Golden Age. – London: Yale University Press, 2004. – 320 p.
10. Hochstrasser, J.B. Stil-Staende Dingen: Picturing Objects in the Dutch Golden Age. // Early Modern Things. Objects and Their Histories, 1500-1800, Editor: Findlen, P. – Abingdon, UK, 2021. – Pp. 103-123.
11. Honig, A.E. Making Sense of Things: On the Motives of Dutch Still Life. // Anthropology and Aesthetics. – No. 34. – 1998. - Pp. 166-183.
12. Liedtke, W. A Dutch Paintings in the Metropolitan Museum of Art. – Vol 1. – New York: Metropolitan Museum of Art, 2007. – 1083 p.
13. Meijer, F., Van der Willigen, A. A Dictionary of Dutch and Flemish Still-life Painters in Oils, 1525-1725. – Leiden: Primavera Press, 2003. – 232 p.
14. Montias, J.M. Art at Auction in 17th Century Amsterdam. – Amsterdam: Amsterdam University Press, 2003. – 336 p.
15. Schama, S. The Embarrassment of Riches: An Interpretation of Dutch Culture in the Golden Age. – Los-Angeles: University of California Press, 1987. – 698 p.
16. Segal S. A Fruitful Past – A Survey of Dutch and Flemish Fruit Still Lives from Brueghel till Van Gogh. – Amsterdam: Dr. S. Segal, 1983. – 148 p.
17. Segal S. A Prosperous past – The Sumptuous Still Life in The Netherlands 1600-1700. – The Hague: SDU Publishers, 1988. – 272 p.
18. Temple, S.W. Observations upon the United Provinces of the Netherlands. Oxford: Gregg International, 1972. – 153 p.
19. Tokumitsu, M. The Currencies of Naturalism in Dutch "Pronk" Still-Life Painting: Luxury, Craft, Envisioned Affluence // RACAR: revue d'art Canadienne, Canadian Art Review. – Vol. 41, No. 2. - 2016. – Pp. 30-43.
20. Zumthor P. Daily life in Rembrandt’s Holland. – Stanford: Stanford University Press, 1994. – 376 pp.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-69-240-248
Файл статьи: Загрузить