ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ И АССИСТЕНТУРЫ-СТАЖИРОВКИ КАК ЭЛЕМЕНТ САМООБНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Сведения об авторах: Леонов Сергей Андреевич, кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества образования, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: sergey-leonov@mail.ru
Аннотация статьи: В настоящее время в России происходит трансформация многих процессов жизнеобеспечения государства. На федеральном уровне поставлена задача достижения технологического суверенитета страны, а также задача по суверенизации системы образования. Следует отметить стратегическую зна- чимость для страны системы «вуз (колледж) – промышленность», когда образовательные организации среднего профессионального и высшего образования оперативно восполняют возникший на рынке тру- да дефицит кадров различной квалификации в соответствии с требованиями государства, работодате- лей, обучающихся и их представителей, а также общества в целом. В настоящем исследовании автором рассматриваются программы аспирантуры и ассистенту- ры-стажировки в качестве базового элемента системы самообновления педагогической системы об- разовательной организации. Анализируются цели и задачи реализации данных программ в системе многоуровневого образования. Автором особое внимание уделяется значению программ ассистентуры- стажировки в системе подготовки кадров для легкой промышленности в целом, а также для отраслевых образовательных организаций. Отдельно автор останавливается на особенностях реализации программ ассистентуры-стажировки и их содержании. Процесс самообновления педагогической системы образовательной организации рассматривается на примере подготовки кадров для легкой промышленности. Автором выделены ключевые направле- ния деятельности для решения проблемы дефицита научно-педагогических кадров, такие как развитие аспирантуры и ассистентуры-стажировки, повышение их статуса и развитие их потенциала, а также сформулировано содержание процесса самообновления педагогической системы образовательной ор- ганизации. Подчеркивается важность подготовки квалифицированных кадров в условиях геополитической нестабильности и дефицита кадров в стране, обращается внимание на необходимость сближения про- мышленности и образования для создания устойчивой экосистемы инноваций. В статье сделан вывод, что решение проблемы самообновления педагогической системы является ключевой задачей для обе- спечения устойчивого экономического роста и инновационного развития. Реформирование системы образования России должно реализовываться не только посредством обновления законодательной базы, но и через формирование системы современных, устойчивых и самообновляющихся педагогических систем образовательных организаций. Таким образом, образова- тельные организации получат возможность выполнять свою основную функцию – подготовку кадров различной квалификации, а также эффективно восполнять кадровый потенциал собственных педагоги- ческих систем.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры, самообновле- ние, легкая промышленность, квалификация.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-312-324
Файл статьи: Загрузить