СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАХОВ СИНЬЦЗЯНЯ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ И ДЕКОРИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Сведения об авторах: Чжан Сюй, аспирант, кафедра культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: alla_leo@mail.ru / Усанова Алла Леонидовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и дизай- на, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: alla_leo@mail.ru / Будкеев Сергей Михайлович, доктор искусствоведения, профессор кафедры искусств, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: lwlm@yandex.ru
Аннотация статьи: Уникальной особенностью Синьцзяня, одного из крупнейших регионов Китая является этниче- ское и национальное многообразие. Тема сохранения и интеграции культурных, художественных тра- диций отдельных народов в условиях длительной межкультурной коммуникации представляется нам актуальной в исследованиях современных культурологов. социологов и историков искусства. Наряду с монголами, киргизами, таджиками и другими народами, населяющими Синьцзянь с древнейших вре- мен, казахи являются крупной этнической группой с самобытной художественной культурой. Важной частью современной культуры региона являются выступления казахских национальных музыкальных коллективов, оркестров народных инструментов, в том числе мастеров игры на домбре. Домбра – вид струнных щипковых инструментов, получивших широкое распространение в тради- ционной музыкальной культуре многих кочевых народов Центральной Азии: башкирская и узбекская думбыра (думбрак) и т. д. В статье анализируются особенности сохранения и трансформации формообразования, приемов художественного оформления казахской домбры в условиях современной многонациональной куль- туры Синьцзянь-Уйгурского автономного района Китая. Источниковую базу исследования составляет группа современных народных инструментов на тер- ритории Или-Казахского и Алтайского округов Синьцзяня. Период полевых исследований ограничен 2020–2023 годами. В ходе исследования описываются и систематизируются типы современной казахской домбры, определяются смысловые коннотации орнаментики музыкальных инструментов.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): Синьцзянь, казахская домбра, традиционная культура, орнамент.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-214-220
Файл статьи: Загрузить