ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Сведения об авторах: Леонов Сергей Андреевич, кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества образования, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: sergey-leonov@mail.ru
Аннотация статьи: В условиях геополитической турбулентности возрастает необходимость обеспечения технологи- ческого суверенитета страны. Вместе с тем достижение этой цели невозможно без интенсивной под- готовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров для стратегически значимых отраслей промышленности страны. Суверенизация образования – это еще один тренд, который определяет ак- туальность научных исследований в сфере подготовки кадров, отвечающих текущим и перспективным запросам рынка труда. Образовательные организации располагают рядом инструментов, позволяющих проектировать и реализовывать гибкие образовательные траектории, а также максимально быстро ре- агировать на изменения в требованиях к квалификации будущих выпускников. В настоящее время нам необходимо выработать новые подходы к подготовке отраслевых кадров в контексте обеспечения мно- гоуровневости, преемственности и непрерывности образования, используя при этом все имеющиеся инструменты. На данный момент на рынке труда представлены профессии, для которых не разработаны профес- сиональные стандарты. Получить квалификацию, позволяющую осуществлять деятельность по таким профессиям, можно при освоении программ профессионального обучения. В статье рассматривается значимость подготовки по программам профессионального обучения будущих специалистов легкой промышленности в контексте получения ими второй квалификации (рабочей профессии). На примере профессии «Декоратор витрин» раскрывается значимость получения будущими специалистами легкой промышленности второй квалификации в области визуального мерчендайзинга. В системе многоуровневой подготовки кадров легкой промышленности внедрение программ, по- зволяющих получить дополнительную квалификацию, способствует реализации принципа непрерыв- ности образования. Автором содержательно раскрываются принципы проектирования и реализации программ профессионального обучения, определяется роль работодателей в подготовке отраслевых кадров. Также затрагиваются вопросы обеспечения содержательной преемственности программ про- фессионального обучения и образовательных программ среднего профессионального или высшего об- разования (в зависимости от избранной обучающимся образовательной траектории) при подготовке конкурентоспособных кадров для легкой промышленности. В заключение статьи подчеркивается значимость интеграции программ профессионального обуче- ния в многоуровневую систему подготовки отраслевых кадров. Автором определяются стратегические функции программ профессионального обучения, а также раскрывается их содержание.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): программа профессионального обучения, многоуровневая подготовка кадров, легкая промышленность, визуальный мерчендайзинг, квалификация, профессия.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-288-296
Файл статьи: Загрузить