ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ИМПРИНТИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Сведения об авторах: Савельева Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Смоленский государственный университет (г. Смоленск, РФ). Email: oe.savelyeva@gmail.com
Аннотация статьи: Согласно ФГОС основного общего образования третьего поколения, готовность школьников руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций является одним из главных фокусов внимания педагогов. Актуальность приобретает поиск эффективных способов формирования у школьников таких позитивных ориентаций. В российских программах воспитания эстетические методы не выделяются самостоятельным инструментом формирования каких-либо просоциальных качесвт у школьников, тогда как эстетическая среда способна служить мощным фактором развития личности, и в частности, фактором формирования у учащихся позитивных ценностных ориентаций. Цель статьи - исследовать потенциал эстетики как фактора формирования у школьников готовности руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, а также определить лучшие практики эстетического воспитания, которые могут представлять собой базу для разработки новых программ воспитания в школе. Основываясь на анализе китайских педагогических подходов, в которых ключевая роль отводится эстетическому воспитанию как универсальному воспитанию, а также на отечественных педагогических идеях А.С. Макаренко и И.Ф. Харламова, автор статьи выявляет совокупность эффективных средств и методов эстетического воспитания и разрабатывает их классификацию. По критерию активности учащихся в эстетическом воспитательном процессе, вся совокупность таких средств и методов разделена на две группы: 1) эстетический кодекс школы (эстетика школьных помещений и быта, эстетика речи учителей, наличие ряда кружков и клубов эстетического цикла) и 2) активное задействование учащихся в процессе эстетического воспитания и обучения (привлечение к поддержанию и развитию эстетики школьных помещений и быта, поддержание учениками эстетики собственной речи и речи окружающих, участие в кружках и клубах эстетического цикла, в культурных проектах, посещение культурных мероприятий, проведение мастер классов по своим хобби, выполнение заданий по предметам эстетического цикла). Выводы статьи могут использоваться для разработки новых программ воспитания, а также применяться для компаративных анализов воспитательных систем и в исследованиях теоретических вопросов различных направлений воспитания.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): воспитание в школах Китая, факторы развития личности, развитие чувства прекрасного, формирование ценностного отношения, духовно-нравственные ценности, теория разбитых окон.
Индекс УДК: 37.036
Специальность ВАК: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Cписок литературы: Список литературы
1. А.С. Макаренко – инженер человеческих душ (Педагогическая система А. С. Макаренко) (Информационно-библиографическое пособие) / МБУК Ростовская- на- Дону городская ЦБС; сост. Вертиева Г.А. – Ростов-на-Дону, 2023. –16 с.
2. Бескровных А. Н. Рабочая программа воспитания в школе 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2022/09/04/rabochaya-programma-vospitani... (дата обращения 15.12.2023)
3. Ван С. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах Китая в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2021. – № 3. – С. 94-105
4. До Ж. Возможности музыкальной деятельности в патриотическом воспитании обучающихся общих школ Китая // Современное музыкальное образование: традиции и инновации. Сборник материалов V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 2. Отв. редакторы: Ю.Н. Мавродина, Т.И. Карачарова, А.Н. Ткачева. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023. – С. 137-142
5. Ковалёва К.В., Скляров С.Ю. Влияние теории «разбитых окон» на воинскую дисциплину и правопорядок в коллективе // Актуальные проблемы общества и армии в контексте глобальных вызовов. Материалы международной научно-практической конференции. – Москва: Изд.-во «Спутник +», 2022. – С. 86-90
6. Лю Ц. Эстетическое воспитание в школах Китая и пути его совершенствования // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2022. – № 4. – С. 20–25
7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 4 / Сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения 06.12.2023)
9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
10. Хэ Ш. Художественное развитие детей как способ реализации эстетического воспитания в школах современного Китая // Научное мнение. – 2022. – № 5. – С. 146-154. doi: 10.25807/22224378_2022_5_146
11. Цю М. Сравнительный анализ ценности патриотизма в русских и китайских учебниках начальной школы // Образ родины: содержание, формирование, актуализация. Материалы II Международной научной конференции. – М.: Московский художественно-промышленный институт, 2018. – № 1. – С. 244-248
12. Чжэн И. Актуальные направления подготовки педагогов к эстетическому воспитанию учащихся в школах Китая // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: пространство самореализации личности. Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2020. – С. 401-405
13. Чжэн И. Тенденции развития эстетического воспитания учащихся школ в Китае на основе национальных традиций // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2022. – № 3. – С. 58–62.
References
1. A.S. Makarenko – inzhener chelovecheskikh dush (Pedagogicheskaya sistema A. S. Makarenko) [A.S. Makarenko, engineer of human souls (Pedagogical system of A. S. Makarenko)]. Informational and bibliographic handbook. Ed. by Vertiyeva G.A. Rostov-on-Don, City Centralized Library System Publ., 2023, 16 p. (In Russ.)
2. Beskrovnykh A. N. Rabochaya programma vospitaniya v shkole 2022 [Work program of character education in school 2022]. Available at: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2022/09/04/rabochaya-programma-vospitani... (accessed 15.12.2023). (In Russ.)
3. Wang X. Patrioticheskoye vospitaniye v obshcheobrazovatel’nykh shkolakh Kitaya v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Patriotic education in general education schools in China in the context of the digital transformation of education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoye obrazovaniye [The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education]. 2021, no. 3, pp. 94-105. (In Russ.)
4. To Ch. Vozmozhnosti muzykal’noy deyatel’nosti v patrioticheskom vospitanii obuchayushchikhsya obshchikh shkol Kitaya [The possibilities of musical activity in the patriotic education of students in general schools of China]. Sovremennoye muzykal’noye obrazovaniye: traditsii i innovatsii [Modern music education: traditions and innovations]. Collection of materials of the V All-Russian scientific and practical conference (with international participation). In 2 volumes. Vol. 2. Ed. by Yu.N. Mavrodina, T.I. Karacharova, A.N. Tkacheva. Belgorod, Belgorod State University of Arts and Culture Publ, 2023, pp. 137-142. (In Russ.)
5. Kovaleva K.V., Sklyarov S.Yu. Vliyanie teorii «razbitykh okon» na voinskuyu distsiplinu i pravoporyadok v kollektive [The influence of the theory of “broken windows” on military discipline and law and order in the team]. Aktual’nye problemy obshchestva i armii v kontekste global’nykh vyzovov. [Current problems of society and the army in the context of global challenges]. Proceedings of the international scientific and practical conference. Moscow, “Sputnik+” Publ., 2022, pp. 86-90. (In Russ.)
6. Liu J. Esteticheskoye vospitaniye v shkolakh Kitaya i puti ego sovershenstvovaniya [Aesthetic education in Chinese schools and ways of its improving]. Vestsi BDPU. Seryya 1. Pedagogіka. Psіkhalogіya. Fіlalogіya [News of BSPU. Series 1. Pedagogy. Psychology. Philology]. 2022, no. 4, pp. 20-25. (In Russ.)
7. Makarenko A.S. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical essays]. In 8 volumes. Vol. 4. Ed. by: M.D. Vinogradova, A.A. Frolov. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, 400 p. (In Russ.)
8. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2021 № 287 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Resolution of the USSR Supreme Council of April 12, 1984 N 13-XI “On the main directions of the reform of general education and vocational schools”]. Available at: https://e-ecolog.ru/docs/ETnB2ruI0r4m6jR9DEky9 (accessed 06.12.2023). (In Russ.)
9. Kharlamov I.F. Pedagogika: Uchebnoye posobiye [Pedagogics: A textbook]. 4th edition. Moscow, Gardariki Publ., 2003, 519 p. (In Russ.).
10. Khe Sh. Khudozhestvennoye razvitiye detey kak sposob realizatsii esteticheskogo vospitaniya v shkolakh sovremennogo Kitaya [Artistic development of children as a way to implement aesthetic education in schools of modern China]. Nauchnoye mneniye [Scientific opinion]. 2022, no. 5, pp. 146-154. (In Russ.). doi: 10.25807/22224378_2022_5_146
11. Qiu M. Sravnitel’nyy analiz tsennosti patriotizma v russkikh i kitayskikh uchebnikakh nachal’noy shkoly [Comparative analysis of the values of patriotism in Russian and Chinese primary school textbooks]. Obraz rodiny: soderzhaniye, formirovaniye, aktualizatsiya [The image of the motherland: content, formation, actualization]. Proceedings of the II International Scientific Conference. Moscow, Moscow Art and Industry Institute Publ., 2018, no. 1, pp. 244-248. (In Russ.)
12. Zheng Y. Aktual’nyye napravleniya podgotovki pedagogov k esteticheskomu vospitaniyu uchashchikhsya v shkolakh Kitaya [Modern directions in training teachers for aesthetic education of students in Chinese schools]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v usloviyakh transformatsionnykh protsessov: prostranstvo samorealizatsii lichnosti [Pedagogical education in conditions of transformation processes: the space of personal self-realization]. Proceedings of the IX International scientific and practical conference. Minsk, BSPU Publ., 2020, pp. 401-405. (In Russ.)
13. Zheng Y. Tendentsii razvitiya esteticheskogo vospitaniya uchashchikhsya shkol v Kitaye na osnove natsional’nykh traditsiy [Trends of development of aesthetic education of pupils of Chinese schools on the base of national traditions]. Vestsi BDPU. Seryya 1. Pedagogіka. Psіkhalogіya. Fіlalogіya [News of BSPU. Series 1. Pedagogy. Psychology. Philology]. 2022, no. 3, pp. 58–62. (In Russ.)
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-69-283-291
Файл статьи: Загрузить