ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
Сведения об авторах: Рязанова Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИИГСО, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», (Новосибирск, Россия),taina-76@yandex.ru
Аннотация статьи: Ученые разных стран единодушны во мнении, что участие родителей в образовании ребёнка имеет важное значение. Вместе с тем, существует весьма ограниченное количество научных работ, направленных на поиск способов вовлечения родителей в образовательный процесс. Для обеспечения данного исследования применялся ряд методов научного поиска: анализ основных вариантов педагогических условий, существующих в отечественной практике; синтез полученного знания посредством сравнения и сопоставления данных; генерация педагогических условий и критериев, оптимальных для данного исследования; обобщение результатов. В данной статье описывается процесс поиска корректных способов вовлечения родителей в образовательный процесс с целью формирования осознанного родительства посредством включения в партнёрские отношения со школой. Эти способы должны соответствовать педагогическим условиям исследования: обучение родителей; вовлеченность родителей во внеучебную деятельность образовательных организаций; рефлексия осознанности родительства. Критериями измерения признаны четыре независимых показателя: положительное изменение уровня осознанности родительства, снижение уровня тревожности, оценка родителями опыта, полученного в ходе исследования и формулирование общей образовательной цели и показатели, связанные с реализацией этих изменений: включенность родителей в образовательный процесс ребенка, признание ценности субъектности ребенка; умение разрабатывать для своего ребенка индивидуальный образовательный маршрут.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): ответственное родительство, вовлеченность, условия вовлечения, образовательный процесс, родительские роли.
Индекс УДК: 37.018.12+37.018.15
Специальность ВАК: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Cписок литературы:
1. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. – Казань : Центр инновационных технологий, 2015. – 286 с.
2. Артемьев Т. М. Понимание как синтез интуиции и рефлексии [Электронный ресурс]. – URL: https://s.science-education.ru/pdf/2014/2/136.pdf (дата обращения: 23.01.2024)
3. Борытко Н. М. Воспитание человека: гуманитарная парадигма образования // Грани познания. – 2014. – № 3 (30). – С. 11-14.
4. Головин А.А. Профессиональная рефлексия будущего специалиста: структура и содержание // Педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 162-172.
5. Исаева Ю.А. Педагогические условия формирования профессиональных прогностических компетенций у будущих педагогов дошкольного образования Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки, – 2020. – № 3. – С. 193-198.
6. Лаврентьева З.И., Петренко Н.В. Вовлеченность родителей в воспитательную деятельность школы // Детство, открытое миру / сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. – Омск, 2023. – С. 79-81.
7. Майер А. А., Яковлева Э. Н., Гришина Г. Н. Сознательное родительство: ресурсы самообразования и саморазвития : методическое пособие. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2021. – 40 с.
8. Мухамедиева С. А., Лазарева М. В., Устимова О. В. Организационно-педагогические условия повышения уровня профессиональной компетентности руководителя учреждений сферы культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 64. – С. 202-211.
9. Низамова Ч. И., Добротворская С. Г. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-utochnenie-definitsii-i-klassifikatsionnyh-grupp-pedagogi.... (дата обращения: 29.01.2024)
10. Новиков П.В. Рефлексивное развитие младших школьников как условие успешности обучения в школе // КПЖ. – 2021. - №3 (146).
11. Парамонов Д. О. Работы по философии. Рефлексия. Генезис понятия в контексте европейской и индийской философских традиций. – Москва: Ключ-С, – 2012. – 423 с.
12. Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета.Серия 14. Психология. – 2015, – №3 – с. 22-39
13. Сериков В. В. Проблема целостности образовательных систем // Известия ВГПУ. – 2017. – №3 (116).
14. Федякова И. А. Формирование субъектных свойств личности младшего школьника. Психология и педагогика. Методика и проблемы [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subektnyh-svoystv-lichnosti-mladshego shkolnika/viewer. (дата обращения: 25.01.2024).
15. Ширяева В. А. Теоретические аспекты исследования возможности ТРИЗ в снижении педагогического риска при внедрении стандартов нового поколения // Образование в современном мире: сб. науч. ст. / 3 под ред. Ю. Г. Голуба. – Саратов: Изд.-во Сарат. ун-та, 2018. – Вып. 13. – 408 с.
16. What is Parent Engagement in Early Leaning? Depends Who You Ask/ Deborah Gross, Amie F. and ets. / Journal of Child and Family Studies (2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.1007/s10826-019-01680-6. (дата обращения: 19.01.2024).
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-274-281
Файл статьи: Загрузить