ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сведения об авторах: Паршукова Галина Борисовна, доктор культурологии, профессор, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова» (г. Новосибирск, РФ). E-mail: g.parshukova@nsuada.ru / Морозова Ольга Владимировна, кандидат архитектуры, доцент кафедры ГиСЭД, и.о директора Института дополнительного образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова» (г. Новосибирск, РФ). E-mail: o.morozova@nsuada.ru / Барзых Анна Владиславовна, аспирант, младший научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова». (г. Новосибирск, РФ). Е-mail: barzyh.anna@gmail.com
Аннотация статьи: В статье обосновывается актуальность формирования традиционных духовно-нравственных ценностей через художественное образование как процесс современных креативных индустрий. Художественное образование способно не только развивать творческие способности, но и углублять культурное самосознание, формировать мировоззрение, ориентированное на укрепление и сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, что так необходимо для представителей профессий креативных индустрий. Художественное и культурное наследие оказывает значительное влияние на формирование гражданского сознания, патриотизма, любви к Родине, родной природе, интереса к народам разных стран и континентов, а также приводит к гуманизации личности обучающегося. Освоение личностью традиционных духовно-нравственных и художественных ценностей представляет собой целенаправленный педагогический процесс ее включения в активное восприятие, осмысление, переживание, принятие ценностей и заключительный процесс – творческую самореализацию. Данный процесс влияет на развитие креативности обучающегося. Сделан вывод о том, что принципы воспитания духовно-нравственных ценностей по средствам художественного образования должны применяться в течение всей жизни (детское, специальное, высшее и дополнительное образование). В статье были приведены примеры реализации образовательного подхода в рамках НОЦ НГУАДИ, который направлен на формирование духовно-нравственных ценностей по средствам изучения истории архитектуры, искусства и культуры.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): воспитание, традиционные ценности, образование, художественное образование, воспитание средствами искусства, НГУАДИ
Индекс УДК: УДК 37.013.43:7.011:7.03:008
Специальность ВАК: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Cписок литературы:
1. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2003. 96 с.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
3. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2-х т. Т. 1. М., 1977. - С. 311
4. Глазырина Е.Ю. Воспитание гражданской идентичности студентов в образовательной системе высшей школы народных искусств (академии) // Традиционное прикладное искусство и образование. 2020. №3 (34). [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-grazhdanskoy-identichnosti-studentov-v-obrazovatelnoy-s... (дата обращения: 24.12.2023).
5. Грядунова Е.А. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. №3 (5). [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-sredstvami-iskusstva (дата обращения: 24.12.2023).
6. Дикаркина М.Д., Кирдянова Е.Р., Сизова О.А. Музыкальное воспитание как механизм формирования духовно-нравственных ценностей // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-2. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-vospitanie-kak-mehanizm-formirovaniya-duhovno-nravstven... (дата обращения: 24.12.2023).
7. Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи 2022 г. / Институт воспитания РАО. – М., 2023. [Электронный ресурс] – URL: https://после-уроков.рф/wp-content/uploads/2022/07/Prezentacija-po-monitoringu-.pdf (дата обращения: 18.04.2023).
8. Жолудева В.В., Панарский Н.С. Нравственные ценности современной российской молодежи: результаты социологического исследования // Экономика, Статистика и Информатика. 2013. - 137 №2.
9. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи / под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
10. Капустина М.А., Морозова О.В. Воспитание средствами искусства в системе основного и дополнительного образования детей // Юсовские чтения. Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня: Сборник научных статей по материалам XIX Международной научно-практической конференции, Москва, 31 октября – 01 2018 года / Научный редактор Е.П. Олесина. Под общей редакцией Л.Г. Савенковой. – М., РАО. - 2019. – С. 325-335.
11. Коломиец Г.Г. Функции музыки в социуме // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. – Т. IV: Культурная политика / отв. ред. Д.Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. 424 с.
12. Коноплицкая И.Н. Средства изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании и художественно-эстетическом образовании учащихся / И. Н. Коноплицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 177-179. [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/432/94911/ (дата обращения: 18.04.2023).
13. Леви-Стросс К. Мысли о культуре. Алма-Ата, Жулдуз, 1992.
14. Синицин С.Н. Студенческий философский театр «Зеркало» как пример интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания молодёжи посредством приобщения к искусству // Славянский мир: Письменность, культура, история: материалы XXIX Международной научной конференции, Смоленск, 21 мая 2020 года. – Смоленск: Областное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Смоленский государственный институт искусств, 2020. – С. 135-141.
15. Словарь музейно-педагогических терминов [Текст] : для специалистов образовательных служб и музейных администраторов / М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное учреждение культуры "Гос. Русский музей", Отд. "Российский центр музейной педагогики и детского творчества", Союз музеев России ; [авт.-сост. Б. А. Столяров]. - Санкт-Петербург: ГРМ, 2016. - 23 с.; 21 см.; ISBN 978-5-91542-304-5: 100 экз.
16. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. 463 с.
17. Четверикова Г.М. Духовно-нравственное воспитание детей средствами классической музыки на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. №2.
18. Шевцова Н.П. Проблема ценности в творчестве Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: общее и особенное: автореферат дис. канд. философ. наук. М., 2005. 23 с.
19. Шульга Р.П. Искусство в мире обыденного сознания. Киев: Наукова думка, 1993. 159 с.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-69-265-276
Файл статьи: Загрузить